Алексей Людмилин: великий дирижер и чуточку шаман

              В марте отметит 70-летний юбилей Алексей Анатольевич Людмилин – заслуженный деятель искусств России, профессор, обладатель двух престижнейших наград в области театра и музыки – «Золотая Маска» и «Музыкальное сердце театра». Об отношении к дирижерству, о призвании и искусстве Алексей Анатольевич рассказал в интервью о предстоящей премьере мюзикла «Алые паруса», где он – музыкальный руководитель и дирижер.

              – Одно и то же произведение у разных дирижеров в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, из чего можно сделать вывод, что дирижерское искусство – это нечто мистическое. Вы можете подтвердить это или опровергнуть?
              – Дирижирование – это определенный вид шаманства. Один дирижер встанет, поднимет руки и весь оркестр уже знает, что сейчас что-то будет, а другой сделает все то же, но оркестр уже знает, что ничего не будет. Нечто мистическое в профессии действительно есть. Но прежде всего дирижер должен быть профессионалом. Потом он должен понять, дал ему Бог или не дал талант. Научить этой профессии нельзя, можно только помочь ей развиться. Юрий Темирканов как-то сказал, что дирижер сродни священнику. Его проповедь либо слушают, либо нет. Умение завладеть людьми – это большой дар. Взаимодействие между дирижером и залом имеет большое значение. Если публика холодная, то очень трудно дирижировать. Когда певцы на сцене, оркестр, дирижер и публика находятся в одной комбинации, все получается гениально. Великое искусство дирижера в том и состоит, чтобы в первую очередь передать то, что написал композитор, а потом вложить в него свою энергетику. Либо ты чувствуешь душу и сердце музыки и передаешь ее через себя оркестру, придавая каждому жесту функциональное значение, либо ты просто машешь палочкой.

              – Вы известный оперный дирижер, в последнее десятилетие регулярно занимаетесь мюзиклами. У Вас не было предубеждения к этому жанру?

              – Опера строга по форме, а мюзикл – демократичен, на него могут и оказывают влияние разные музыкальные направления – джаз, поп-музыка, рок. Но и в драматическом театре было довольно рискованной мыслью поставить мюзикл. С одной стороны это трудно, а с другой стороны – хорошо. В драматическом театре нет вокалистов, которые думают сугубо о вокале. Сейчас все оперные театры России ожидают трагедии, потому что время простых вокалистов на сцене заканчивается. Наступает время умных вокалистов, которые должны уметь в равной степени хорошо владеть голосом и создавать образ. Это двойная задача, очень сложная. А консерватории пока этому не учат.

              – Драматический театр оказался более перспективным для развития мюзикла?

              – Я не первый раз делаю такие маленькие творческие революции. В театре сейчас этот жанр очень полюбили. Все актеры очень хотят работать в мюзикле и делают это с большой отдачей. Мюзикл стал близок артистам, они в нем открываются по-новому. Несмотря на то, что у многих поначалу не было голосов, многие считали, что они не умеют петь. Но оказалось, что все могут, все умеют. Только подойти надо с головой, и все будет в порядке. Самое главное – найти интересную тему, которая волновала бы зрителя.

              – Не секрет, что появление в театре «Алых парусов» в первую очередь связано с Вашим желанием. Почему Ваш выбор пал на эту историю?

              – В первую очередь «Алые паруса» – это очень хорошее либретто, и своим появлением в театре этот мюзикл обязан в первую очередь ему. И вообще, в создании мюзикла либретто первично. Для композитора найти своего либреттиста сегодня – одна из самых труднейших задач. Плохое либретто хорошая музыка не спасет. Это очень важно именно для мюзикла, потому что кроме всего прочего он содержит в себе элемент развлечения. Если нет юмора, то сделать удачный спектакль очень сложно. Но из мюзикла нужно делать не пустое развлечение, а серьезный продукт, тем он и труден. Нужно стремиться пробудить в людях лучшие чувства – благородство, достоинство, веру. Нужно, чтобы они получили моральное удовольствие от спектакля.

              – Что главное для Вас в спектакле?

              – Главное, чтобы спектакль вызывал всплеск положительных эмоций. И, прежде всего, это задача музыки, и драматургия ей в этом помогает. В основе любого музыкального спектакля должна быть идея добра.

              Справка Academ.info: Алексей Анатольевич Людмилин родился в 1942 году в Свердловске. Окончил Уральскую консерваторию по классу альта и Санкт-Петербургскую консерваторию, факультет оперно-симфонического дирижирования (класс А. Янсонса). В течение 20 лет был солистом оркестра Мариинского театра, а также дирижером-ассистентом Ю. Темирканова и В. Гергиева. В 1989–2000 гг. – главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В театре осуществил более 30-ти постановок оперных и балетных спектаклей.

              В 2004 г. создал молодежный симфонический оркестр в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус». В 2004–2010 гг. – музыкальный руководитель проектов и дирижер-постановщик спектаклей «НЭП» Е. Сибиркиной, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Том Сойер» В. Семенова. Почетный профессор Международного института театра при ЮНЕСКО (Франкфурт-на-Майне). Профессор Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, его выпускники руководят симфоническими оркестрами России и зарубежья. Лауреат и дипломант Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» (1999, 2004 гг.). Лауреат Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший дирижер» (2009 г.).

«Аcadem.info», 28.02.2012

< предыдущая статья | все статьи | следущее статья >