«Алые паруса»: дождь на сцене, Ассоль в кабаре

              Отправилась в «Глобусе» на премьеру мюзикла по повести Грина — шоу впечатляет.
              И снова вокруг «Глобуса» кипят страсти: на сей раз нешуточный холивар разразился вокруг одной из самых амбициозных постановок на новосибирской театральной сцене последних лет — мюзикла «Алые паруса». И я, пописывая эти строчки, чувствую себя в несколько стесненном положении. Потому что «Глобус» — мой любимый театр, но к «Алым парусам» Грина я отношусь с известной скидкой на возрастной ценз, как к некоей условной сказке, Максима Дунаевского, написавшего музыку, не считаю великим талантом, а жанр мюзикла вообще не очень жалую, хотя это вовсе не проблема мюзикла, призванного быть здоровым, массовым, развлекательным зрелищем.
              Но первая реакция на происходящее на сцене — чистосердечное изумление. Это постановка такого уровня, потрясающая небывалой красоты и грандиозности сценографией, декорациями и спецэффектами, какой на моей памяти в Новосибирске просто не было и, казалось бы, не могло быть. Это очень качественный, способный дать фору многим западным мюзиклам, спектакль. Очень сложно рассказывать о нем, потому что это прежде всего грандиозное шоу, которое действительно надо видеть вживую и на которое надо обязательно сводить своих детей.
              Больше всего споров возникло по поводу ливня — был ли он настоящим. Да-да, несколько раз прямо на сцене сплошной завесой льет дождь — и на первый взгляд кажется, что все стекает прямиком в оркестровую яму, но мои переживания о музыкантах разрешились, когда мне сообщили, что там установлено специальное заграждение.
              Разумеется, оригинальный гриновский сюжет переработали и перекроили на чем свет стоит — Грэй появится лишь в двух эпизодах, несмотря на то что в книге ему отведено немало места; сын Меннерса, вообще-то персонаж довольно гнусный, окажется трагически влюблен в Ассоль. Не говоря уже о новых персонажах из кабаре «Маяк» — кокеток и матросов, до этого в господском обличье резвившихся на пикнике. Вдруг вся сцена загорается неоном, обломки корабля переливаются гирляндами лампочек, а с потолка спускаются четыре гигантские светящиеся буквы «Маяк», которым позавидовали бы в «Мулен Руж».
              И когда уже думаешь, что едва ли зрителя можно поразить чем-то еще, как на сцену в клубах тумана буквально «выплывает» гигантский фрегат с развевающимися, будто на ветру, алыми парусами с поистине волшебной подсветкой. Адаптация первоисточника меня нисколько не покоробила, даже напротив, хотя бы потому что Нина Чусова — талантливый режиссер с безупречным чувством вкуса, стиля и меры, и скатиться в пошлость у нее бы попросту не вышло.
              Хореография виртуозна, но мюзикл — это еще и вокал, а вот с этим, увы, не все так гладко. Хоровые партии на удивление отлично исполнены, с профессионально поставленным многоголосием, особенно это важно, когда на сцене поют порядка 100 человек. Но вот некоторые сольные партии не могут не опечалить. Мария Соболева в роли Ассоль — это, конечно, пронзительно-звонкое и чистое сопрано, таким бы бокалы разбивать, но верхние регистры она просто-напросто не вытягивает. Мне кажется, Марина Кондратьева, игравшая ее мать, куда лучше бы вписалась в этот образ, к тому же поет она намного лучше. Мать Меннерса так и вовсе порой не ловит тонику. Зато Никита Турский в роли Меннерса-младшего порадовал приятным чуть вибрирующим лирическим тенором, и Алексей Кучинский в роли Грэя пел вполне достойно.
              Впрочем, не стоит забывать, что «Глобус» — все-таки не поющий театр, а с «синтетическими» актерами, которые бы одинаково технично могли и петь, и плясать, и играть драматические роли, проблема во всех российских театрах. И все эти, в общем-то, мелочные недочеты меркнут перед этим эффектным зрелищем.

София Гольдберг, «НГС. Релакс», 20.03.2012

< предыдущая статья | все статьи | следущее статья >