Алексей Людмилин: «Дирижирование – это шаманство»

              19 марта свой 70-летний юбилей отпразднует Алексей Анатольевич Людмилин – заслуженный деятель искусств России, профессор, обладатель двух престижнейших наград в области театра и музыки – «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра».
              Алексей Людмилин встречает предстоящий юбилей в активной творческой работе: он – музыкальный руководитель и дирижер масштабной премьеры «Глобуса» – мюзикла «Алые паруса» Максима Дунаевского, который новосибирцы смогут впервые увидеть 16, 17, 18 марта на большой сцене театра. Накануне премьеры он рассказал нам о своей профессии и о мюзикле «Алые паруса».

              – Согласны ли вы с тем, что дирижерское искусство – это нечто мистическое? – Дирижирование – это определенный вид шаманства. Один дирижер встанет, поднимет руки и весь оркестр уже знает, что сейчас что-то будет, а другой сделает все то же, но оркестр уже знает, что ничего не будет. Нечто мистическое в профессии действительно есть. Но прежде всего дирижер должен быть профессионалом. Потом он должен понять, дал ему Бог или не дал талант. Научить этой профессии нельзя, можно только помочь ей развиться. Юрий Темирканов как-то сказал, что дирижер сродни священнику. Его проповедь либо слушают, либо нет. Умение завладеть людьми – это большой дар. Взаимодействие между дирижером и залом имеет большое значение. Если публика холодная, то очень трудно дирижировать.
              – Вы известный оперный дирижер, в последнее десятилетие регулярно занимаетесь мюзиклами. У вас не было предубеждения к этому жанру?
              – Еще в театре оперы и балета я хотел сделать мюзикл «Собор Парижской Богоматери». Был написан замечательный музыкальный материал талантливым композитором из Израиля, но тогда считалось, что в оперном театре не может быть подобных экспериментов. Хотя первым настоящим мюзиклом, по сути, является опера Моцарта «Волшебная флейта». А вот в театре «Глобус» сейчас этот жанр очень полюбили. Все актеры очень хотят работать в мюзикле и делают это с большой отдачей. Мюзикл стал близок артистам, они в нем открываются по-новому. Несмотря на то, что у многих поначалу не было голосов, многие считали, что они не умеют петь. Но оказалось, что все могут, все умеют. Только подойти надо с головой, и все будет в порядке. Самое главное – найти интересную тему, которая волновала бы зрителя.
              – Не секрет, что появление в театре «Алых парусов» в первую очередь связано с вашим желанием. Почему ваш выбор пал на эту историю?
              – В первую очередь «Алые паруса» – это очень хорошее либретто, и своим появлением в театре этот мюзикл обязан в первую очередь ему. И вообще, в создании мюзикла либретто первично. Но из мюзикла нужно делать не пустое развлечение, а серьезный продукт, тем он и труден. Нужно стремиться пробудить в людях лучшие чувства – благородство, достоинство, веру. Нужно, чтобы они получили моральное удовольствие от спектакля.
              – Как вам удается находить с режиссером мюзикла золотую середину в вопросах освоения материала?
              – С Ниной Чусовой очень интересно работать. Она музыкально грамотна, и мне трудно ей что-то возразить. Она делает купюры, которые, я считаю, не испортят спектакль, а наоборот, избавят его от лишних повторений. При этом она умеет идти вслед за композитором. Это важно, потому что как только начинается что-то поперек, то музыкальный спектакль теряет свое интеллектуальное значение и получается шоу. Нина выстраивает драматургическую линию, проводит через весь спектакль так, чтобы невозможно было заскучать – динамика идет все время по возрастающей. В спектакле будет очень мало диалогов без музыки. Нина все делает на музыке, и я считаю это совершенно правильным.

              Досье
              Алексей Людмилин оодился в 1942 году в Свердловске. Окончил Уральскую консерваторию по классу альта и Санкт-Петербургскую консерваторию, факультет оперно-симфонического дирижирования.
              В течение 20 лет был солистом оркестра Мариинского театра.
              В 1989–2000 гг. – главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
              В 2001–2003 гг. – главный дирижер Государственного академического театра оперы и балета Республики Башкортостан (Уфа).
              В 2006–2007 гг. – главный дирижер Дальневосточного и Омского симфонических оркестров.
              В 2004 г. создал молодежный симфонический оркестр в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус».
              В 2004–2010 гг. – музыкальный руководитель проектов и дирижер-постановщик спектаклей «НЭП», «Вестсайдская история», «Том Сойер».

«Телемир», 19.03.2012

< предыдущая статья | все статьи | следущее статья >